21 Авг

Индексация заработной платы трудовой кодекс

индексация заработной платы трудовой кодекс

Индексация заработной платы трудовой кодекс

На сайте Налоговой службы появился раздел Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь «малышам» не нужно специально подтверждать свой статус для получения преференций.

6-НДФЛ: опубликована очередная подборка ответов на насущные вопросы Налоговая служба ответила на ряд вопросов, связанных с заполнением формы 6-НДФЛ.

Что это означает на практике?

Не накладывающие никаких обязательств на работодателя нормы ст. 130 ТК РФ конкретизируются законодателем в ст. 134 Кодекса . которая, в свою очередь, устанавливает определенные правила для работодателя в части оплаты труда работников, а именно: обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 17.06.2010 № 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников ( статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации). Исходя из вышеуказанных положений, работодатель обязан предусмотреть индексацию заработной платы своих работников.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством и иными государственными и муниципальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Остальные работодатели проводят индексацию в порядке, закрепленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, в отношении бюджетных организаций данная статья Кодекса содержит ясный отсыл к нормам трудового права.

Добрый день, Александра.

Согласно ст. 134 Трудового кодекса РФ Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, в Трудовом кодексе не закреплен порядок проведения индексации в небюджетных организациях.

Однако есть несколько разъяснений по этому поводу.

Фраза Пьера Жозефа Прудона, зафиксированная в тексте Конституции 1977 г. — «от каждого — по способностям, каждому — по труду» — известна большинству граждан РФ.

Работающему населению особенно важна ее вторая часть, провозглашающая размер заработной платы, соответствующий выполненной работе. Статья 2 Трудового кодекса РФ также устанавливает одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений соблюдение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 17.06.2010 N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст.

130 Трудового кодекса Российской Федерации)

Индексация зарплаты: обязанность и проблема работодателей

130 ТК РФ. Одной из них является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, поскольку государственные гарантии по оплате труда касаются не только номинальной, но и реальной заработной платы работников. И государство обязуется привлекать к ответственности работодателей, которые не индексируют зарплату.

Рост цен на товары и услуги влечет за собой повышение стоимости жизни и необходимое повышение заработной платы.

Увеличение цен и тарифов приводит к удорожанию жизни, следовательно, требует повышения зарплаты, чтобы можно было приобрести те же самые товары или оплатить услуги. То есть ценовой рост оказывает влияние на неё, но необязательно именно на саму величину.

Поэтому подорожание товаров считается основанием, по которому и должна осуществляться индексация. Номинальная заработная плата представляет собой те цифры, которые прописываются договором, в платежной ведомости. Реальная же заработная плата — это возможность приобретать необходимые товары.

Поэтому реальная зарплата как результат инфляции определяет уровень жизни человека.

Индексация заработной платы в 2015-2016 году (Трудовой кодекс)

Что такое индексация зарплаты . каковы ее задачи и механизм проведения в 2015–2016 годах, подробно изложено в настоящей статье.

Кто имеет право на индексацию зарплаты

Индексация заработной платы трудовой кодекс

По статье 134 Трудового кодекса индексация заработной платы — обязанность государственных органов и прочих учреждений, финансируемых за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы страны.

Результаты показали, что в ближайшее время только каждый шестой работодатель из 1000 опрошенных (17%) планирует индексировать зарплаты, большинство (58%) не собираются этого делать. Индексация зарплаты – обязанность работодателя?

Согласно ст. 134 Трудового кодекса РФ, а также Письму Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1, проводить индексацию зарплаты обязаны не только бюджетные, но и коммерческие организации – то есть все работодатели.

Повышение реальной заработной платы осуществляется по мере роста эффективности деятельности, роста доходов ОАО «Саранский ВРЗ», обеспечив темпы роста реальной заработной платы в ОАО «Саранский ВРЗ» не ниже темпов роста реальной заработной платы в Российской Федерации (л.д. 43). Судом установлено также, что сумма индексации заработной платы истцу не выплачена.

Статья 134 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

В то же время данная норма формулируется весьма неопределенно, что вызывает трудности при ее практическом воплощении. В частности, трудности вызывает вопрос о том, является ли индексация заработной платы обязанностью работодателя либо правом.

Исходя из 134-й статьи Трудового кодекса, повышение уровня реального содержания зарплаты включает в себя ее индексацию ввиду роста уровня потребительских цен на товары либо услуги.

Она проводится для сохранения и реабилитации покупательной способности получаемых сотрудниками доходов. Индексация может проводиться двумя способами: ретроспективная – с учетом сложившегося уровня цен за предшествующий период; ожидаемая — с ориентиром на ожидаемый уровень повышения цен.

Экономическое обоснование необходимости Необходимость индексации обуславливается утратой покупательной способности работников.

, предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Закон РСФСР

«Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»

от 24 октября 1991 г.

(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.

Индексация зарплаты — как добиться повышения заработной платы

АиФ предлагает следующий методику расчета повышения зарплат.

Для примера взяли продавца Елену с окладом 20 000 рублей в месяц. Сумма индексации зависит от уровня оклада сотрудника (неизменной части зарплаты) и инфляции. Прибавку рассчитывают ежегодно в марте (то есть увеличенную зарплату начинают выплачивать с апреля), когда предприятие подводит финансовые итоги прошлого года.

Работодатель ежегодно должен закладывать в бюджете компании сумму на повышение зарплат согласно инфляции. Вариант 1 – по факту Для расчёта берётся официальная инфляция (данные Росстата) за прошедший год.

Внесен законопроект об обязательной индексации заработной платы с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ

В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект № 1055983-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Автор законопроекта депутат от фракции «Справедливая Россия» Шеин О.В. предлагает дополнить статью 134 Трудового кодекса положением согласно которому индексация заработной платы будет являться обязательной. При этом, как указано в пояснительной записке, «для соблюдения принципа социальной справедливости» индексация заработной платы не должна быть обязательной в том случае, если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, выше десятикратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством РФ.

Кроме того законопроектом предлагается обязать работодателей (внебюджетников) проводить индексацию заработной платы не реже одного раза в год в размере не ниже установленного нормативным правовым актом субъекта РФ минимального размера индексации заработной платы в субъекте РФ.

В связи с этим Олег Шеин предлагает ввести в Трудовой кодекс РФ новую статью 134.1 «Установление минимального размера индексации заработной платы в субъекте РФ в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги». В новой статье Трудового кодекса закреплена норма согласно которой в субъекте РФ будет устанавливаться минимальный размер индексации заработной платы в этом субъекте. При этом минимальный размер индексации заработной платы в субъекте РФ устанавливается для работников, которые работают на территории данного субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Данная мера позволит более четко регулировать уровень инфляции по регионам, учитывая социально-экономические условия в каждом субъекте РФ.

Напоминаем, что в действующей редакции статьи 134 Трудового кодекса прописано, что индексация заработной платы проводится в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Также установлено, что бюджетные организации проводят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, в настоящее время в Трудовом кодексе нет прямого указания на обязательность проведения индексации работодателями, которые не являются бюджетными организациями и они сами принимают решения по данному вопросу. Поэтому принятие данного законопроекта поможет устранить эту неопределенность, сделав индексацию обязательной для всех работодателей.

Проведение индексации заработной платы включает в себя оформление ряда обязательных документов, в частности, приказа о проведении индексации, дополнительных соглашений к трудовым договорам и др. В рамках оказания наших услуг по ведению кадрового учета мы занимаемся оформлением всех этих документов.

Кроме того необходимо помнить о том, что если в организации в локальном нормативном акте (например, Положении об оплате труда) прописано, что заработная плата работников ежегодно индексируется, а этого не проводилось, то в таком случае работники могут обратиться в суд с иском о недополученном заработке. Поэтому к разработке локальных актов нужно относиться очень ответственно и прописывать в нем только те положения, которые будут выполняться в Вашей организации. Одной из услуг, которую оказывает наш Департамент кадрового учета является разработка локальных нормативных актов по трудовому праву, которые наши специалисты разрабатывают индивидуально для каждой компании с учетом именно их организационных и производственных особенностей, а также действующих структурных отличий.

Предлагаем воспользоваться услугами нашего Департамента кадрового учета, который предлагает клиентам весь комплекс услуг по ведению кадрового учета и индивидуальный подход к каждому клиенту. Наши специалисты обладают достаточным опытом и актуальными знаниями трудового законодательства, что позволяет нам оказывать качественные и своевременные услуги в области кадрового делопроизводства.

Индексация зарплаты. Порядок проведения и оформления

Индексация заработной платы трудовой кодекс

При простом повышении работодатель может повысить оклад (тарифную ставку) отдельным работникам (по различным основаниям) или сотрудникам некоторых подразделений выборочно на разные коэффициенты.

Исходя из буквального толкования понятия »государственная гарантия», работодатель не может по своему усмотрению изменять или отменять гарантии, заявленные государством.

Из этого следует, что индексация зарплаты обязанность компании. С этим согласны и специалисты Роструда ( письмо от 19.04.2010 №?1073-6-1 ), и арбитры Конституционного суда РФ ( Определение от 17.06.2010 №?913-О-О ). Однако сложность заключается в том, что законодательством не установлен механизм индексации — не определен ни порядок, ни условия ее проведения.

Индексация зарплаты упоминается только в статье 134 ТК РФ. Бюджетники ее проводят в порядке, установленном »трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Коммерческие организации в порядке »установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».

Наличием в коллективном договоре пункта об индексации зарплаты могут похвастаться в основном крупные компании, присоединившиеся к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. Такая норма есть, например, в Федеральном отраслевом соглашении по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2012—2014 годы , утвержденном 23.12.2011 Минкомсвязи России № ИЩ-П14-21421 .

В небольших организациях не всегда заключается коллективный договор. А там, где он есть, как правило, об индексации зарплаты ни слова. В тех редких случаях, когда об индексации упомянуть не забывают, делают приписку: »При наличии у работодателя финансовых возможностей». Однако специалисты Роструда настаивают на том, что если порядок индексации заработной платы не прописан в документах организации, то в них необходимо внести соответствующие изменения ( письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 ).

Если в коллективном или трудовых договорах содержится условие об индексации зарплаты, а фактически она не проводится, работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.31 КоАП РФ. Если индексация зарплаты не предусмотрена этими документами и не проводится компанией, то ответственность наступает по статье 5.27 кодекса (штраф до 50 000 руб.).

Если работодатель не выполняет обязательств, предусмотренных коллективным договором, работники вправе обратиться за защитой своих трудовых прав в компетентные органы, например в территориальные органы Рострудинспекции, прокуратуру, суд.

Разберемся, кому положена индексация зарплаты, как часто и в каком порядке ее надо проводить.

Увеличение окладов (тарифных ставок) ведет к росту расходов на оплату труда, сокращению облагаемой базы по налогу на прибыль. Эти факты могут заинтересовать как представителей налоговой инспекции, так и собственников предприятия. Во избежание проблем при оформлении документов по индексации следует сделать ссылку на нормы статей 130 и 134 Трудового кодекса, а также запастись статистическими данными по инфляции, например, за предыдущий год, росту цен в регионе, изменению стоимости потребительской корзины и т. д.

Согласно Определению КС РФ от 17.06.2010 № 913-О-О индексация зарплаты производится всем лицам, работающим по трудовому договору. Никаких исключений законодательством не предусмотрено.

Физические лица, исполняющие работы по гражданско-правовому договору, не входят в круг лиц, на которых распространяется индексация.

Как правило, индексация зарплаты производится путем повышения на определенный коэффициент тарифных ставок или должностных окладов. Это самый распространенный, но не единственный вариант. В федеральных государственных учреждениях индексируют в целом фонд оплаты труда, а в некоторых коммерческих организациях работникам начисляют дополнительные выплаты. Мы остановимся на первом варианте — применение повышающего коэффициента к окладам работников.

В статье 134 Трудового кодекса необходимость индексации увязывается с ростом потребительских цен на товары и услуги. Но в отсутствие единого порядка работодатель вправе принять решение о выборе коэффициента индексации самостоятельно. Величина индексации зарплаты может соответствовать:

  • официально установленному (по итогам определенного периода, например квартала, полугодия, года) индексу потребительских цен по стране или в отдельном регионе;
  • величине инфляции, зафиксированной в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете соответствующего региона, на территории которого работает организация;
  • росту прожиточного минимума трудоспособного населения.

При расчете коэффициента индексации отправной показатель (индекс потребительских цен, инфляции и т. п.) не является обязательной величиной. Например, при прогнозируемой инфляции в 6% заработная плата сотрудников может быть проиндексирована на 4 или 7%. Работодатель может выбрать другую произвольную величину (если другой порядок не определен трудовыми или коллективным договором). Соответственно индексация зарплаты будет проведена на эту величину.

Периодичность индексации зависит исключительно от добросовестности работодателя и финансовых возможностей организации. В зависимости от того, какой коэффициент повышения будет выбран, индексацию можно проводить ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В последнее время чаще проводят ежегодную индексацию. Можно ли приурочить ее не к 1 января? Да, можно. Дата изменения окладов может определяться самим работодателем или коллективным договором.

Любое изменение условий трудового договора возможно только по письменному соглашению его сторон. Поэтому, если решение об индексации принято, необходимо оформить ряд документов.

Так, если индексация зарплаты в локальных нормативных актах организации (например, Положении об оплате труда или коллективном договоре) не была предусмотрена, их нужно дополнить соответствующим разделом.

Как правило, инициатива о внесении такого пункта исходит от представителей трудового коллектива, например профкома. Члены профкома на своем собрании формулируют соответствующее предложение. Не исключен вариант, что инициативу проявит администрация. В любом случае это предложение выносится на общее собрание трудового коллектива (или конференцию его представителей). Одобрение предложения об индексации общим собранием (конференцией) является основанием для внесения соответствующего положения в коллективный договор.

В нормативных актах или коллективном договоре следует прописать порядок увеличения оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции и т. п., а также указать:

  • периодичность индексации (месяц, квартал, полугодие, год) или дату ее проведения;
  • какие конкретно выплаты в рамках системы оплаты труда подлежат индексации (оклад, премии, доплаты);
  • порядок выбора (определения) коэффициента индексации.

Некоторые организации устанавливают основания ограничения размера индексации или отказа от ее проведения (например, финансовые трудности). Но если такие основания не указаны, работодатель не вправе в одностороннем порядке отказаться от индексации зарплаты или произвольно уменьшить коэффициент.

Факт индексации руководитель должен закрепить в приказе. На основании этого документа изменения вносятся в штатное расписание. При проведении индексации в нем нужно отразить новые размеры окладов.

Рассмотрим на условном примере порядок расчета, если коэффициент повышения соответствует величине инфляции, заложенной в бюджете на текущий год.

Согласно штатному расписанию, действующему с 1 января, оклад старшего бухгалтера — 45 000 руб. Коэффициент индексации соответствует величине инфляции, заложенной в бюджете на следующий год, — 1,06.

Новый оклад будет равен:

45 000 руб. х 1,06 = 47 700 руб.

Последовательно используя данную формулу ко всем должностям и профессиям, перечисленным в штатном расписании, получим новые оклады по всем работникам штата.

Увеличение размера оклада влияет на размер связанных с ним выплат. Рассмотрим на примере, как проведение индексации отразится на величине других выплат, начисляемых работнику.

Оклад работника — 20 000 руб. Ежемесячно, помимо начислений по окладу, работник получает:

— премию за выполнение плана в размере половины оклада с учетом отработанного времени;

— премию за качество продукции. Она установлена в диапазоне значений от 10 до 30% от оклада. Премия начисляется при условии выполнения плана по объему продукции и не зависит от фактически отработанного времени. При выборе конкретного значения учитывается процент допущенного брака. Если брак составляет менее 1% , то 30% от оклада, от 1 до 2% — 20%, от 2 до 4% — 10%, свыше 4% — премия не назначается;

— надбавку за наставничество — 3000 руб. в месяц пропорционально фактически отработанному времени.

Начиная с 1 октября оклады всех сотрудников проиндексированы на 1,061%. Работнику начисляется заработная плата за ноябрь. При этом месяц отработан им не полностью (из 20 рабочих дней — 19), план по выпуску продукции выполнен, доля брака составила 1,1%.

Определим величину оклада после индексации. Она равна:

20 000 руб. х 1,061 = 21 220 руб.

За ноябрь работнику будет начислено:

— оклад — 20 159 руб. (21?220 руб. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн.);

— премия за выполнение плана — 10 079,5 руб. (21 220 руб. х 50% : 20 раб. дн. : 19 раб. дн.);

— премия за качество продукции — 4244 руб. (21?220 руб. х 20%);

— надбавка за наставничество — 2850 руб. (3000 руб. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн.).

Общая сумма заработной платы за ноябрь составит:

20 159 + 10 079,5 + 4244 + 2850 = 37 332,5 руб.

МРОТ — это еще одна государственная гарантия по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). Она не позволяет работодателю устанавливать зарплату ниже установленного законом минимального размера, если сотрудник отработал норму рабочего времени и выполнил норму труда.

Если в организации есть работники, которым установлена заработная плата меньше МРОТ (оклад плюс стимулирующие и компенсационные выплаты), — это повод для штрафа по статье 5.27 КоАП РФ. Привлекают к ответственности работодателя сотрудники трудовых инспекций. Взыскание штрафа не отменяет обязанности работодателя довести уровень заработной платы до МРОТ.

индексация заработной платы трудовой кодекс

Индексация заработной платы

О повышении уровня реального содержания зарплаты (1)

Газета «Солидарность» опубликовала материалы по теме, посвященной индексации зарплаты работников. В связи с неоднозначностью трудового законодательства и судебной практики в этом вопросе постараемся рассмотреть тему детально и предложим читателям несколько вариантов закрепления порядка индексации заработной платы.

Трудовой кодекс в ст. 130 закрепляет в системе основных государственных гарантий по оплате труда работников меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Что это означает на практике?

Фактически положения ст. 130 ТК РФ не накладывают никаких обязательств на работодателя, но указанная норма закона конкретизируется в ст. 134 ТК РФ. Положениями ст. 134 устанавливается уже конкретная обязанность работодателя обеспечивать повышение уровня реального содержания зарплаты, в том числе путем индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Из содержания ст. 134 ТК РФ можно сделать вывод о том, что только индексация заработной платы “завязана” на индекс роста потребительских цен на товары и услуги.

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ИНДЕКСАЦИИ

Законодательством порядок индексации не установлен. Установлена лишь обязанность работодателя осуществлять ее. Причем организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. А другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Ранее для индексации зарплаты бюджетные организации руководствовались Законом РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Но с 1.01.2005 он утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ. ” — так называемого закона “о монетизации льгот”. До настоящего времени аналогичный закон или иной нормативный акт, предусматривающий порядок и условия индексации, не принят. Таким образом, индексация зарплаты работников бюджетной сферы производится в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ или муниципального образования (в зависимости от источника финансирования того или иного учреждения/организации).

Следовательно, дальнейшее рассмотрение выбранной темы будет посвящено индексации зарплаты работников, которые трудятся в коммерческом секторе экономики.

В той же ст. 134 ТК РФ сказано, что порядок индексации заработной платы в организациях, основанных на частной собственности, индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью и других небюджетных организаций устанавливается: коллективным договором; соглашением; локальным нормативным актом организации. И уже с этого момента возникают различные мнения по вопросу принятия этих документов организации.

Сразу отметим, что если соответствующее федеральное отраслевое (отраслевое тарифное) соглашение предусматривает конкретный размер индексации заработной платы, то повышение уровня реального содержания зарплаты обеспечивается с учетом требований этого соглашения. Это касается и того случая, если соответствующее отраслевое (отраслевое тарифное) соглашение заключено на межрегиональном, региональном, территориальном уровне социального партнерства.

А вот если порядок индексации заработной платы будет устанавливаться либо колдоговором, либо локальным нормативным актом организации, то необходимо обратить внимание на следующее.

1. Согласно ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. То есть он имеет право, но не обязан принимать те или иные локальные нормативные акты. Вместе с тем по совокупности положений ст. 134 и ст. 8 ТК РФ можно сделать вывод о том, что на работодателя в данном случае возложена именно обязанность разработать и принять соответствующий локальный нормативный акт, определяющий порядок индексации зарплаты работников.

Такого вывода придерживается и Федеральная служба по труду и занятости, указывая в своих письмах: “В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты”.

2. Согласно ст. 36 ТК РФ на работодателя возложено право, а не обязанность выступить с инициативой о проведении коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора. Поэтому отсутствие колдоговора в организации не является нарушением трудового законодательства. Но и из данной ситуации есть выход, так как и полномочные представители работников — наравне с работодателем — обладают правом выступить с инициативой о проведении таких коллективных переговоров. А как только полномочные представители работников направят работодателю предложение о начале коллективных переговоров по заключению колдоговора, у того возникает обязанность вступить в коллективные переговоры (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Также отметим, что ст. 41 ТК РФ устанавливает свободу в выборе содержания и структуры колдоговора. Однако в Трудовом кодексе мы видим большое количество статьей, в которых закон обязывает предусмотреть то или иное регулирование трудовых правоотношений именно в коллективном договоре.

Например, в соответствии со ст. 112 ТК РФ работникам, за исключением получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяютсяколлективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профорганизации, трудовым договором.

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 136 ТК РФ зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка,коллективным договором, трудовым договором.

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 154 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Согласно ст. 196 ТК РФ подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Наличие в указанных и во многих других статьях словосочетаний “коллективный договор”, “трудовой договор”, “локальный нормативный акт”, перечисленных через запятые, говорит о том, что регулирование тех или иных трудовых правоотношений должно устанавливаться в обязательном порядке как в коллективном договоре, так и в трудовом договоре, так и в локальном акте организации.

И ст. 134 ТК РФ — не исключение. Таким образом, положение об индексации заработной платы должно предусматриваться колдоговором.

К тому же и действия Государственной инспекции труда, и практика привлечения работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ показывают, что отсутствие в организации порядка индексации зарплаты (будь то отсутствие локального акта или отсутствие соответствующего положения в колдоговоре) является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

При этом отметим, что непринятие соответствующего колдоговора, соглашения, локального нормативного акта не освобождает работодателя от обязанности производить индексацию заработной платы, причем регулярно.

Индексация заработной платы

О повышении уровня реального содержания зарплаты (2)

Итак, отсутствие в организации порядка индексации заработной платы (будь то коллективный договор или локальный акт организации) не освобождает работодателя от обязанности индексировать зарплату, причем регулярно. Теперь рассмотрим следующие вопросы: всем или не всем работникам зарплату необходимо индексировать, на каком основании, на сколько необходимо повышать зарплату, а также как часто работодатель должен исполнять возложенную на него законом обязанность ее индексировать.

В силу предписаний статей 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ в Определении № 913-О-О от 17.06.2010. В качестве основания КС РФ указал, что индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда всех работников.

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ИНДЕКСАЦИИ

Из требований ст. 134 ТК РФ следует, что только индексация заработной платы, как одна из форм обеспечения повышения реального содержания зарплаты, “завязана” на рост потребительских цен на товары и услуги.

Постановлением Госкомстата России от 25.03.2002 № 23 утверждены Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен. Положения предусматривают, что показателем, характеризирующим инфляционные процессы в стране, является индекс потребительских цен (пункт II.1).

В соответствии с Положениями индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам РФ по единому набору товаров (услуг).

Если, например органом госстатистики субъекта РФ зафиксирован положительный ИПЦ за определенный период, то этот рост является основанием для индексации зарплаты. Рост потребительских цен фиксируется Росстатом постоянно, следовательно, наличие инфляционных процессов в стране, вызывающих необходимость индексации зарплаты, предполагается и в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ доказыванию не подлежит.

Практика показывает, что для расчета размера индексации можно использовать данные, которые указываются в ФЗ о федеральном бюджете на очередной год, или процент роста прожиточного минимума, или иные показатели. Но при использовании каждого из перечисленных способов размеры индексации будут различаться.

Если порядок проведения индексации нормативно не установлен, суды, как правило, применяют ИПЦ, рассчитываемый органами госстатистики в соответствующем субъекте РФ.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что к полномочиям работодателя относится не установление индексации (это его обязанность в силу закона), а определение порядка учета роста потребительских цен на товары и услуги, для того чтобы индексацию зарплаты произвести. Таким образом, организация должна определить различные индикаторы, временные периоды и иные условия, которые будут положены в основу индексации зарплаты работников. Индексация может проводиться в соответствии с ИПЦ, определенным по методическим рекомендациям Росстата или его территориального органа Федеральной службы государственной статистики по конкретной области, либо на величину инфляции, указанную в законе о федеральном бюджете или бюджете того региона, на территории которого работает организация.

В локальном акте организации, определяющем порядок индексации зарплаты, необходимо указать:

— с какого числа проводится индексация зарплаты;

— за какой период;

— на сколько процентов;

— какой источник информации будет использован в качестве основания для индексации;

— а также определить (если используется ИПЦ на товары и услуги), какой период будет заложен в качестве расчетного.

Если будет использоваться ИПЦ, то в порядке индексации необходимо выбрать и указать период: 1) начало календарного года к началу предыдущего года; 2) текущий месяц к декабрю предыдущего года; 3) текущий месяц к соответствующему месяцу предыдущего года; 4) иное. То есть необходимо выбрать какой-то один расчетный период индекса, иначе, не указав этот и все иные необходимые данные для индексации зарплаты, представители работников столкнутся с большой проблемой в защите прав работников из-за непроведения или некачественного проведения индексации.

Огромное количество вопросов возникает при обсуждении, на какой же процент необходимо индексировать постоянную часть зарплаты. Судебная практика при рассмотрении соответствующих дел неоднозначна. Суды указывают, что величина повышения должна обеспечивать достойный уровень жизни и защиту от инфляции. Так, в одном из решений районного суда Самары указано, что повышение должностных окладов работников организации на 5 и 10% (в разные годы) не рассматривалось работниками как индексация зарплаты, поскольку стоимость потребительской корзины выросла на 20,1%. Повышение в данном случае нельзя считать аналогом индексации, так как цель последней — защита от инфляции — не достигнута.

Иная ситуация имела место при рассмотрении в Магаданском городском суде дела о взыскании сумм индексации. Колдоговором организации была предусмотрена ежегодная индексация зарплаты. Но в дальнейшем в отраслевое соглашение, действие которого распространялось на данного работодателя, были внесены изменения: индексация заменялась повышением среднемесячной зарплаты не менее чем на 2% выше темпов роста среднемесячной зарплаты в экономике соответствующего региона. В результате рост средней зарплаты истца в спорный период составил 12%, и суд, не усмотрев в деле обстоятельств, приведших к снижению содержания оплаты труда истца, в удовлетворении иска отказал.

Кроме того, по мнению судов, необходимость индексации зарплаты из-за роста потребительских цен не означает, что величина индексации и порядок ее проведения должны строго соответствовать механизму указанного роста. То есть порядок повышения зарплаты может быть иным — при условии строгого обеспечения достойного уровня жизни работника.

Также в своем Определении № 913-О-О от 17.06.2010 КС РФ указал, что нормативные положения закона предоставляют работодателям, не получающим бюджетного финансирования, при определении порядка индексации возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Вместе с тем некоторые суды, например Мурманской области, в своих решениях указывают, что, исходя из перечисленных требований закона, именно на работодателя возложена обязанность обеспечить ежегодную индексацию зарплаты работников не ниже официального уровня инфляции.

Конечно, позиция профсоюзов в данном вопросе — трактовать закон в пользу работников, и профсоюзы будут настаивать на размере индексации не ниже роста потребительских цен за определенный период. Не будем забывать, что Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” предоставляет право профсоюзам участвовать в определении размеров индексации зарплаты (п. 2 ст. 22).

По обычаям делового оборота наименьшим периодом индексации является месяц, наибольшим – год.

Можно привести для примера следующую судебную практику. Так, согласно решению Октябрьского районного суда Мурманска, “в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными постановлением Госкомстата РФ № 23 от 25.03.2002, ежегодно изменяются индексы потребительских цен, действующие на территории Российской Федерации. Следовательно, наличие инфляционных процессов в стране, вызывающих необходимость проведения индексации заработной платы, предполагается, и в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ доказыванию не подлежит”. Такой же позиции придерживаются и другие суды общей юрисдикции.

Таким образом, на работодателя в силу закона возложена обязанность обеспечить ежегодную индексацию зарплаты.

Если колдоговором, локальным актом организации или соответствующим федеральным (межрегиональным), региональным, территориальным отраслевым соглашением предусмотрена иная периодичность индексации зарплаты и соответствующее отраслевое соглашение распространяется на организацию — необходимо руководствоваться этими документами.

Ссылка на источник http://www.solidarnost.org/articles/articles_5046.html

Индексация заработной платы

О повышении уровня реального содержания зарплаты (3)

Продолжаем рассмотрение вопроса индексации заработной платы. В этой части публикации рассмотрим, как устанавливается положение об индексации зарплаты в отраслевых и региональных соглашениях.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРПЛАТЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ (МЕЖОТРАСЛЕВЫХ) И РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ

В соответствии со ст. 134 ТК РФ порядок индексации заработной платы для организаций коммерческого сектора экономики может быть также определен и соглашениями. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные (ст. 45 ТК РФ). В данном случае нас интересуют отраслевые (межотраслевые) соглашениях, заключаемые на федеральном уровне, и региональные соглашения.

Согласно закону соглашения распространяются на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 ст. 48 ТК РФ. Этой статьей также предусмотрен вариант “принудительного распространения” федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения (ФОС) на иных работодателей, не поименованных в частях 3 и 4 статьи (см. части 3, 4, 8, 9 ст. 48 ТК РФ).

Итак, если ФОС распространяется на работников соответствующего предприятия и в этом документе прописан порядок индексации зарплаты — указанный порядок обязателен для конкретного работодателя.

Анализ ФОС показывает, что не всегда соглашение содержит конкретные условия индексации зарплаты — с указанием размера, периодичности и оснований повышения реального содержания зарплаты работников (как правило, переписывается ст. 134 ТК, а установление порядка индексации отдается на откуп самим организациям). В приведенной ниже таблице представлены положения некоторых ФОС, имеющих различную формулировку индексации зарплаты.

Отметим, что организации могут конкретизировать условия индексации в своем колдоговоре и локальном акте, при этом не ухудшая положение работников по сравнению с прописанным в соответствующем ФОС.

Напомним, что если положения соответствующего ФОС не исполняются, то у работника появляется право обратиться в органы по надзору и контролю, а также в районный суд с заявлением об индексации зарплаты в соответствии с требованиями ФОС. Многочисленные примеры из судебной практики показывают, что если в ФОС достаточно точно и однозначно прописан порядок индексации зарплаты и ФОС распространяется на соответствующего работодателя, то заявленные исковые требования работника удовлетворяются в полном размере.

Полномочные представители работников (как правило, это первичная профсоюзная организация) также вправе инициировать коллективный трудовой спор в связи с невыполнением требований соответствующего ФОС. Порядок регулирования данных правоотношений предусмотрен в гл. 61 ТК РФ.

Кроме того, и в региональном трехстороннем соглашении, заключаемом на уровне соответствующего субъекта РФ, возможно предусмотреть порядок индексации зарплаты. Однако, согласно требованиям той же ст. 48 ТК РФ, нормы регионального соглашения будут распространяться на работодателей, поименованных в частях 3 и 4 ст. 48 ТК РФ. Требования же частей 7, 8 и 9 ст. 48 ТК РФ на региональные трехсторонние соглашения не распространяются.

На практике часто возникают случаи, когда региональное соглашение действуют в отношении незначительного числа работодателей. Причины такого положения: далеко не все региональные работодатели являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение; не все работодатели уполномочили указанное объединение участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение; не все работодатели свободно присоединяются к соглашению после его заключения.

Однако из создавшейся ситуации есть выход. На уровне субъекта РФ профсоюзы могут инициировать разработку областного закона (например, о социальном партнерстве в регионе) или внести изменения в уже действующий соответствующий областной закон. Тем более что многие территориальные объединения организаций профсоюзов обладают правом законодательной инициативы на региональном уровне. Изменения действующего областного закона или новый законопроект будут направлены на создание аналогичных условий “принудительного распространения” регионального соглашения на иных работодателей, не участвующих в разработке соглашения, не уполномочивших его заключать и добровольно не присоединившихся к нему. Такой порядок “принудительного распространения” регионального соглашения как для федеральных отраслевых (межотраслевых) соглашений, прописанный в ст. 48 ТК РФ, предусмотрен в некоторых областных законах субъектов РФ, в том числе в Архангельской области.

При наличии в субъекте соответствующего областного закона, позволяющего распространить принцип “принудительного” присоединения к региональному соглашению, профсоюзы “одним ударом” могут покрыть весь регион в целях незамедлительного исполнения требований законодательства. Потому как ни для кого не секрет, что огромное количество работодателей не исполняют требования ст. 134 ТК РФ, на многих работодателей не распространяются действия того или иного ФОС, многие работодатели не проводят ежегодную индексацию зарплаты в отношении всех работников организации и на уровень не ниже индекса потребительских цен на товары и услуги. Наличие конкретного и однозначного порядка индексации зарплаты в региональном соглашении также позволит облегчить работу первичных профорганизаций по отстаиванию трудовых прав членов профсоюза и улучшить работу по закреплению соответствующего порядка индексации зарплаты в колдоговоре и локальном акте организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *